• 26 января 2016, 09:57

    «Любой ребенок имеет право быть счастливым!»

    (Из опыта работы   Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Колпинского района Санкт – Петербурга «Поддержка»)

    Гречина Е.А,,  Иванова Л. Г.,  Зверькова Н.Л,. Башкирев В.А..

    В Колпинском районе в октябре 2010 года было открыто отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3 – х лет (абилитация младенцев) на базе Центра.

    Отделение раннего вмешательства предназначено для организации адаптивно –развивающей деятельности, которая стимулирует потенциальные возможности детей с отклонениями развитияи направлена на формирование оптимальных навыков социальной адаптации,на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала,т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.

    Специалисты отделения работают с детьми – инвалидами и детьми, имеющими 3 группу здоровья, а также с родителями этих детей и их семьями,потому что именно семья является той благоприятной развивающей средой, в которой растет и развивается ребенок. Семья является для таких детей основным ресурсом для развития и поэтому очень важно, чтобы у родителей была сформирована такая система взаимоотношений, которая позволит им быть чувствительными к невербальным (т.е. неречевым) сигналам ребенка, уметь определить его потребности, адекватно и предсказуемо для него на них среагировать.  

    В настоящее время на отделение зачислено 20 детей, которые имеют различные заболевания. Около 30% - дети с ДЦП, 20% - с синдромом Дауна, 15 % - с расщелиной неба. Остальные 35% детей имеют другие заболевания, например, кардиологические, желудочно-кишечные, эндокринные. Есть дети с нарушением анализаторной системы (слух, зрение), Основная масса детей – не говорящая.

    Выявление детей, нуждающихся в помощи, происходит при взаимодействии с отделом социальной защиты района, детскими поликлиниками. Также многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, приходят в наш Центр по совету своих знакомых и родственников.

    Оказание помощи семье начинается с беседы с родителями. Выясняется их запрос: что их беспокоит в ребенке, чему они хотели бы обучить его и т.п. Далее специалисты проводят диагностику ребенка, определяют его потенциал, ближайшую зону развития. Диагностика проводится с использованием Таблиц сенсомоторного и социального развития Э Й. Кипхарда, опросника KID RCDI.

     Каждый специалист составляет своё заключение о развитии ребёнка: о том, как и какими методами можно с ним работать, чем конкретно можно помочь. Определяется достигаемая цель. Собравшись вместе специалисты отделения и заведующий обсуждают возможные направления работы с ребёнком, кто из специалистов и в какой очерёдности будет проводить занятия с ним. То есть составляется индивидуальный маршрут реабилитации. Конечно, всё это обсуждается с родителями, учитывается их мнение, и вся дальнейшая работа с ребенком строится на тесном сотрудничестве с ними. Так как работа по раннему вмешательству – это, прежде всего, работа по обучению родителей, никакие усилия специалистов не будут эффективными, если они не поддержаны в семье. Мы стараемся установить доверительные отношения с родителями или близкими ребёнка и включить их в работу.

    Далее составляется расписание занятий с учетом физиологических потребностей ребенка, цикла жизнедеятельности семьи. Малыш начинает посещать занятия 2- 3 раза в неделю в удобное для него время.

    По форме проведения занятия могут быть групповыми и индивидуальными, которые проводятся только в игровой форме.

    Специалисты отделения при проведении занятий активно используют следующие приемы арт – терапии: рисование, лепку, игры с водой и песком, сказку.

     Именно рисование и лепка – это те виды деятельности, в которых ребенок учится различными материалами и приемами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать свое отношение к нему.

     На нашем отделении рисование с детьми раннего возраста не ограничивается обычным набором изобразительных средств (бумагой, кисточками, красками) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Специалисты отделения присоединяются к мнению психолога Аси И. Кэйдис, которая говорит, что рисование пальцами помогает в диагностике личности ребенка.

    Рисование, как и лепка, могут проходить и в форме группового занятия. Таким образом, обеспечивается развитие саморегуляции, произвольности поведения, умение работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

    Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, оригинальность мышления, творческое самовыражение,формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Преимущество пластических материалов очевидны: можно многократно использовать создаваемый образ. Наиболее подходящим материалом для работы с детьми раннего возраста является глина.

    Занятия рисованием и лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе рисования, обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином и глиной ведется непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

    Работа с ребенком с использованием воды и песка, по нашему мнению, имеет очень мощный коррекционный ресурс (снятие напряжения, сенсорное развитие, мелкая моторика, творчество). Внешне простые действия – пересыпание, закапывание, перебирание руками предметов, закопанных в песке, выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, переливание из емкости в емкость, отделение воды от песка и тому подобное позволяет удовлетворить потребность в экспериментировании и свободной активности, стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.  

    Игры с водой – это всегда весело и познавательно. Это экспериментальная деятельность. А для детей раннего возраста нет ничего лучше, ведь только так можно познать мир. 

    Использование в работе с маленькими детьми театрализованной деятельности – важный аспект нашей работы.  Театр по своей природе близок к игре ребёнка, а игра – это самая важная деятельность ребёнка.

    Поэтому театр, театрализованная деятельность – очень результативный способ развития, общения, изучения окружающего мира. Иногда творческая игра позволяет ребёнку освоить те навыки повседневной жизни, которые он не мог освоить долгое время на обычных занятиях, а также помогает выявить проблемы его развития и в тоже время быть способом решения этих проблем.  Кроме того, театр – это всегда коллективное творчество и в этом коллективе задействованы не только дети и специалисты, но и их родители, что тоже очень важно для развития детей раннего возраста. 

    Специалисты отделения используют в своей работе игрушечный театр, театр би-ба-бо, настольный, магнитный театры, театр резиновых игрушек, фланелеграф. Кроме того, на детских праздниках, конечно же развивается сказочный сценарий с различными театральными персонажами.

    Театрализованная сказка – это неотъемлемая  часть группового занятия с детьми. Сам по себе кукольный театр тоже не всегда может заинтересовать наших детей, тем более, что  на групповых занятиях они разного возраста и с разными нарушениями. Мы предположили, что таким объединяющим моментом в нашем театре может быть какое-либо действие в прямом смысле этого слова. В сказке «Курочка Ряба» мы стучим по яйцу и пытаемся его разбить; а в «Репке» репку поливаем, чтобы она выросла, а потом вместе с героями сказки вытаскиваем репку; вместе с бабушкой в сказке «Колобок» месим тесто для колобка и т.д.  Мы вместе с родителями детей (так как дети в основном не говорящие) «мычим», «квакаем», «кукарекаем» вместе с героями сказок, прячемся или прыгаем также, как наши персонажи.  Театр получается интерактивным, дети не пассивные зрители, а активные его участники. И обязательными участниками этого процесса являются родители детей, иногда они так увлекаются процессом игры, что радуются не меньше своих детей.

    Наше отделение активно работает с родителями. Как уже говорилось, эта работа очень важна. Семья, родители – это помощники и единомышленники в абилитационной работе.

    Одной из форм работы с родителями является «Родительский час», где в непринужденной обстановке мамы могут обсудить насущные проблемы, пообщаться друг с другом, отдохнуть, расслабиться. И, например, научиться изготавливать забавные игрушки!

    После окончание абилитационного периода проводится диагностика ребенка, отмечается его динамика, определяется ближайшая зона развития, оценивается выполнение индивидуального маршрута реабилитации ребенка специалистами отделения.


Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка»
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4